МОЙ АЗЕРБАЙДЖАН

О проекте  |  Редакторы  |  Блог  
ЛИДЕР РОССИЙСКИХ ТЮРОК

АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ: Историко-этнографический очерк

Часть 1Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5 | Часть 6 | Часть 7 | Часть 8 | Часть 9 | Часть 10 | Примечания


Глава III: ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ЗОНЫ И АРЕАЛ РАССЕЛЕНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ В XIX - XX вв.

Этнографические    зоныВопрос об этнографических зонах Азербайджана принадлежит к числу наиболее сложных и наименее разработанных. Вообще научно обоснованное деление на этнографические зоны связано со значительными трудностями, поскольку требует привлечения и системного анализа многих факторов, роль и значение каждого из которых различными исследователями оцениваются по-разному. Поэтому неудивительно, что попытки разработать четкое и единообразное деление на этнографические зоны для какого-либо региона не всегда достигали цели. Сказанное вдвойне справедливо для Азербайджана, этнографическая карта которого складывалась на протяжении многих веков, в сложной исторической обстановке, на базе многих этносов.Попытка дать примерную классификацию этнографических зон Азербайджана была впервые сделана А.Трофимовой . Однако эта работа не была свободна от существенных недостатков.

Предлагаемая ниже в настоящем разделе классификация тоже не претендует на констатацию истины в последней инстанции и в какой-то мере является условной. Тем не менее, предлагаемое этнографическое деление в целом соответствует общему представлению о том особенном, специфическом, что характеризует этнографические зоны Азербайджана.

Экономические, исторические и природно-географические районы Азербайджана в целом соответствуют друг другу. Однако это не значит, что по всем показателям экономико-географическое районирование страны совпадает с историко-этнографическими зонами. Это происходит потому, что историко-этнографическая классификация имеет свои закономерности. Локальная самобытность проявляет себе в типах жилища и поселения и в целом во всех сферах материальной культуры, хозяйственном быту и в духовной жизни.

Складыванию различий в единой этнической культуре азербайджанского народа способствовали исторические, социально- экономические и природно-географические факторы. В целом следует отметить, что проблема историко-этнографического районирования Азербайджана недостаточно изучена. Это связано с тем, что не в полной мере исследованы все без исключения районы страны, а также не проведена еще полная типологизация различных элементов материальной и духовной культуры азербайджанцев.

На нынешнем этапе развития азербайджанской этнографической науки с привлечением анализа полевого и литературного материала возможно, хотя бы условное, выделение на территории Азербайджана десяти историко-этнографических зон.

Центральная зона совпадает с одноименной социально-экономической территорией - Ширваном. Охватывает юго-западные отроги Большого Кавказского хребта и Ширванскую равнину. Здесь широкое развитие получили земледелие, садоводство, особенно виноградарство, и шелководство, а также скотоводство. Город Шамаха долгое время занимал важное место в ремесленном производстве и торговле как указанной зоны, так и всего Азербайджана. По планировке поселения зоны были двух типов: кенд и оба. Наиболее распространенными типами народного жилища в зоне являлись: дахал, багдаты, ширвани. сальяни, човустан и др. Поскольку древесный материал в низменной части зоны был редкостью, то для строительства домов здесь использовались в основном сырой кирпич и камыш. В селениях Басгал, Лагич, Мюджи и др. основным строительным материалом был речной камень, встречались двухэтажные каменные дома с плоской земляной и двухскатной крышей. Эта зона считается одним из древнейших центров ремесленного производства Азербайджана. Широко известны такие ковровые композиции, как "Хашыд", "Гобустан", "Шильян" и другие, относящиеся к ширванской группе губа-ширванской школы ковроделия. Селение Лагич (Исмаиллинский р-н), населенное татами-мусульманами, издавна славилось металлообработкой и другими видами ремесла, в частности, производством медной посуды, которая экспортировалась далеко за пределы страны.

Губа-Хачмазская зона включает в себя четыре административные единицы, а именно Губинский, Хачмазский, Девечинский, Сиязанский и Гусарский районы. Зона отличается пестротой этнического состава. Здесь, наряду с преобладающим этническим элементом - азербайджанцами, расселены лезгины (компактно в Гусарском, отчасти в Губинском и Хачмазском районах). С древнейших времен в зоне проживает татское население, горские евреи, а также сравнительно небольшая группа т. н. "шахдагских" народов - будугцы, крызы, хиналугцы (Губинский р-н).

Хотя подавляющее большинство указанных этнических групп двуязычны, они сохранили некоторые своеобразные черты быта и национальной специфики.

На территории зоны практикуется высокоразвитое садоводческое хозяйство. В Х1Хв. здесь также разводили техническую культуру - марену. Обилие пастбищ и сенокосов позволяет разводить в зоне почти все виды скота - коров, буйволов, лошадей, овец и др.

В зоне зафиксировано два типа поселения: скученные (в горной и предгорной местности) и разбросанные (в равнинной местности). В разбросанных селениях жилые и хозяйственные постройки были расположены свободно и утопали в зелени. В скученных селениях, наоборот, эти строения примыкали друг к другу. В таких селениях усадьбы, как правило, отсутствовали (сел. Сырт Чичи, Хыналыг и др.). У населения зоны сохраняются различия в национальной одежде и украшениях, в способах приготовления и ассортименте пищи и др.

В Губинском и Девечинском районах широко распространены различные виды ремесла, в частности, ковроткачество. Ковры, сотканные в традициях губинской ковровой школы (с. Чычи, Пребедиль, Гонагкенд и др.), такие, как "Аггюль", "Хырда гюль", "Алчагюль" и др., известны далеко за пределами Азербайджана. Широкое распространение в Гусарском районе получило производство безворсовых ковров - сумах.

В зоне следует выделить одну микрозону - территорию проживания народов "шахдагских" групп. В семейно-бытовом укладе у каждой этнический группы, живущей на территории зоны, сохраняются отдельные обрядовые комплексы, присущие только этой группе. Абшеронская зона охватывает собственно Абшеронский полуостров и г. Сумгайыт.

На большей части территории Абшерона распространены серо-бурые почвы. Однако с помощью искусственного орошения и применения удобрений абшеронцы издавна выращивают на них различные фруктовые деревья, виноград, инжир, гранат, фисташку, миндаль и др. На Абшероне выращивали также шафран. Некоторые селения специализировались на тех или иных садово-бахчевых культурах. Так, в Джорате, Сарае, Зиря выращивают арбузы и дыни, в Говсане - лук, в Бильгях - морковь и чеснок, в Маштага, Нардаране и других селениях - шафран и т. п. На Абшероне земледелие из-за нехватки воды всегда было поливным. Поэтому широкое распространение получили здесь различные способы добывания воды, в основном из колодцев и овданов.

Ведущими отраслями скотоводческого хозяйства на Абшероне являлись овцеводство и коневодство. Особенно славились лошади из сел. Кала и овцы породы "касмарак". Абшеронская зона является одним из древнейших центров ремесленного производства, в частности ковроткачества (сел. Новхана, Фатмаи, Пиршага, Кала, Забрат, Бюльбюля и др.). Особенно выделялись ковры "Хила-бута", "Хила афшан", "Сураханы" и др. Отличались мастерством исполнения вышивки и ювелирные изделия.

На Абшероне сложились особые архитектурные приемы, прочно вошедшие в строительную традицию. Отсутствие леса, частые ветра, изобилие хорошего строительного известняка обусловили строительство одноэтажных, с плоской крышей домов. В таких домах кухня, тендир и камин помещались в едином комплексе, над которым располагались массивные дымовые трубы в виде двух характерных небольших куполов.

Северо - Западная зона включает шесть административных районов: Шекинский, Загатальский, Балакенский, Гахский, Огузский и Габалинский. Основное население зоны составляют азербайджанцы, хотя наряду с ними здесь проживают различные этнические группы - аварцы, цахуры, ингилойцы, удины. Главное занятие населения зоны - земледелие и садоводство, развито табаководство, а также шелководство. В земледелии основное место принадлежит выращиванию пшеницы, ячменя, риса, проса и др. Поселения здесь отличаются свободной разбросанной планировкой. Влажный климат и сырая почва вынуждали крестьян возводить жилища на высоком каменном или деревянном фундаменте. Направление хозяйства и климатические условия зоны обусловили устройство высокой черепичной или соломенной крыши - чердаки, использовавшегося для сушки фруктов, кормления червей и хранения предметов домашнего обихода.

Своеобразно прикладное искусство зоны, где ведущее место принадлежит высокохудожественному шелкоткацкому производству, изготовлению тамбурных вышивок и ювелирных изделий, центром производства которых являлся гор. Шеки (от названия тюркского племени «saq»). Данная зона выделяется также специфическими традиционными блюдами (сюрхуллу, сыхма, шекинская халва и др.) и одеждой.

В семейно-бытовых традициях сохраняются традицонные обычаи и обряды, которые несколько отличаются от других этнографических зон.

Ланкяран-Астаринская зона расположена в юго-восточной части Азербайджаана. Наряду с азербайджанцами здесь живут также талыши. Хозяйственная деятельность местного населенния во многом обусловлена географическим положением зоны. В частности здесь развито рисоводство, что наложило свой отпечаток на домашний быт местного населения.

Рисоводством в основном занимались женщины, что нашло свое отражение в своеобразной женской одежде (брюки, верхняя одежда, специальная повязка для головы и проч).

Кроме риса в зоне выращивают чай, а также японскую хурму, фейхоа, бамбук, лимоны и мандарины. Здесь также развита рыбная промышленность. В земледелии главная роль принадлежит пшенице. Ленкеран-Астаринская зона - единственное место в республике, где разводят зебу. Характер жилищ зоны тесно связан с природно-климатическими условиями. Дома строились здесь деревянные, камышовые или из красного кирпича одно- и двухэтажные, с высокой крышей со свисающими скатами или же с плоской земляной крышей. Поселения здесь отличаются разнообразной планировкой.

Наблюдается ряд отличий в костюме талышей и азербайджанцев, а также в народной кулинарии.

Кура-Аракеинская низменность. Эта зона охватывает большинство районов, расположенных вдоль нижнего и среднего течения Куры и Аракса (всего 19 районов). Данная зона является одним из центров хлопководства Азербайджана, Кроме того, здесь сеют пшеницу, ячмень и другие злаковые культуры; много виноградников и садов, развито шелководство. В XIX в. эта зона изобиловала гышлагами (местами зимовки), что создавало необходимые условия для широкого развития скотоводства. Поскольку данная зона подразделяется на несколько частей, здесь сформировались различные типы материальной культуры. В частности, жилища отличались большим разнообразием (ширвани, човустан, алачыг, мухури, каракеча и др.). Национальный костюм, народная кулинария в делом едины для всей зоны.

Гарабагская зона сыграла большую роль в формировании общеазербайджанской культуры и быта. С географической точки зрения она делится на низменную и нагорную части. Здесь проживают в основном азербайджанцы, а также армяне и курды. Главными занятиями населения являются земледелие (зерновые культуры, хлопководство), садоводство, а также скотоводство; В XIX в. широкое развитие получило коневодство. На протяжении многих веков здесь складывалась своеобразная материальная культура. До недавнего времени в зоне (особенно в нагорной части) сохранялись такие типы жилищ, как гарадамы. Особо выделяется традиционный гарабагский (азербайджанский) женский костюм.

Образцы народного декоративного искусства, характерного для этой зоны, были известны далеко за пределами Гарабага. Особо выделялась гарабагская ковровая школа, центром которой являлась Шуша. Ковры "Малыбейли", "Губатлы", "Гасым ушагы", "Ачма-юмми", а также безворсовые шадда, зили и др. славились своей красотой и мастерством исполнения. В частности, такие ковры, как "Дастхали-каба" высоко ценились за рубежом.

Западная зона состоит из четырех районов: Газахского, Агстафинского, Товузского и Шамкирского. Сельское хозяйство зоны включает разнообразные отрасли: зерновое хозяйство, хлопководство, виноградарство, садоводство, шелководство, животноводство.

В XIX в. для зоны было характерно полуподземное жилище со ступенчато-пирамидальным перекрытием на столбах (гарадам), а в настоящее время - каменные двухэтажные дома с двускатной крышей. Народный костюм почти ничем не отличается от общеазербайджанского, это же относится и к народной кулинарии. Среди ремесленных производств ведущее место занимает ковроделие. Ковры "Казах", "Борчалы", "Карачоп" и другие, а также зили и килими выделяются своим художественным оформлением, оригинальностью композиции и богатством колорита.

Гянджа-Дашкесанская зона включает семь административных районов.

Основными направлениями земледелия здесь были зерноводство, хлопководство, виноградарство, шелководство, садоводство. Развито и животноводство - в основном овцеводство; практикуется пчеловодство. Эта зона еще в XIX в. выделялась довольно развитым промышленным производством. Экономическим и культурным центром является город Гянджа (название происходит от тюркского “kenjek/ganjig” – “Волчица”). Здесь развивалось ремесленное производство - ковроткачество, ювелирное дело, художественная вышивка и др. У населения данной зоны сформировались своеобразные черты, обусловленные особенностями быта и проявляющиеся во всех сферах материальной культуры (жилище, пища, одежда).

Нахчыванская зона. Здесь на орошаемых землях значительное место занимают посевы зерновых культур. Издревле развиты и такие отрасли хозяйственного производства, как садоводство, хлопководство, виноградарство. Большое развитие получило в зоне и животноводство. Этот край богат ценными полезными ископаемыми. Много здесь и минеральных источников, получивших широкую известность. Жилые постройки в зоне с давних пор отличались разнообразием: здесь можно было встретить гарадам наземный, гарадам с эйваном, отаглы ев. Своеобразным архитектурным обликом обладает г.Ордубад, где сохранились памятники XVII-VIII вв. Зона отличается своеобразием видов хлебов - тапы, кемеч (дастана), бомби, гулан, сомун и др.

В данной зоне среди населения в значительной мере сохранился традиционный семейно-бытовой уклад жизни. В селах распространены и используются традиционная народная кулинария и национальная одежда (например, кюледже, чадра).

Ареал расселения
Азербайджанцы имеют довольно широкий ареал расселения, занимая компактной массой все восточное и южное Закавказье и севере - западную часть Ирана. В начале XIX в. этническая территория азербайджанцев на востоке была ограничена Каспийским морем, на юге Гиляном, Казвином и Хамаданом, а на севере и западе она доходила до Дербента, Тифлиса, Ахалциха, Карса и Урмии.

К началу XIX в. на территории Азербайджана существовали следующие ханства: Шекинское, Гарабагское, Губинское, Ширванское, Бакинское, Нахчыванское, Эриванское, Гянджинское, Тебризское, Сарабское, Ардебильское, Хойское, Урмийское, Гарадагское, Талышское, Марагинское. Имелись и более мелкие государственные образования: Газахское, Шамшадильское, Елисуйское султанства. К северо-западу от последнего были расположены Джаро-Балакенские общества.

Ожесточенная борьба трех государств - Ирана, Турции и России за господство над Закавказьем в начале XIX в., в частности русско-иранские (1804-1813, 1826-1828) и русско-турецкие (1806-1812,1828-1829 гг.) войны, оставили трагический след в истории азербайджанского народа. В результате этих войн этническая территория азербайджанцев была разделена и оказалась в составе России и Ирана.

Данные о численности азербайджанцев, проживающих в Турции и Иране в исследуемый нами период, полностью отсутствуют. Поэтому мы ограничиваемся лишь представлением динамики численности азербайджанцев на закавказских территориях, захваченных Россией в начале XIX века. Как известно, по Туркменчайскому мирному договору (1828 г.) северные области Азербайджана вошли в состав Российской империи. В начале XIX в. общая численность азербайджанцев в этих областях составляла более 600 тыс. чел 1.

Опустошительные войны и русская оккупация северных областей Азербайджана привели к серьезным этнодемографическим изменениям и в первую очередь - к замедлению роста народонаселения. Боевые действия во время русско-турецких и русско-иранских войн происходили в районах расселения азербайджанцев. Последствием этих войн явились миграции, депортации и гибель азербайджанского населения. Так, после второй русско-иранской (1826-1828 гг.) и русско-турецкой (1828-1829 гг.) войн из захваченных русскими войсками территорий было выселено и переселилось в соседние государства до 100 тыс, азербайджанцев. Выселение в основном коснулось Эривани, Нахчывана, Гарабага, Ахалциха, а также Шурагеля, Памбака и Лори (территория нынешней Армянской республики). Русская администрация не только не стремилась удерживать азербайджанцев, но наоборот, способствовала их выселению.

По условиям Туркменчайского договора на территории Гарабагского, Нахчыванского и Эриванского ханств запрещалось селиться или проживать азербайджанцам, "носившим публичные знание или имеющим некоторое достоинство, каковы суть: ханы, беги и духовные начальники или моллы, ком личным примером, внушениями и тайными связами могут иметь вредние на прежних своих сородичей, бывших в их управлении, или им подвластных". Подобный шаг был продиктован необходимостью лишить азербайджанцев на этих землях политических и духовных руковдителей, что, значительно снизив их сопротивляемость колониальной политике России, облегчало задачу вытеснения азербайджанцев из этих территорий. Под влиянием вышеуказанных факторов численность азербайджанцев чо многих областях Закавказья значительно сократилась, составив в 1832 г. менее 600 тыс. чел4.

После окончания войн русские власти, основываясь на статьях Туркменчайского и Адрианопольского договоров, переселили из Ирана и Турции в пределы Закавказья около 200 тыс. армян. Целью России было создание христианского оплота на границе с обоими мусульманскими государствами, вследствие чего их расселили на важнейших военно-стратегических направлениях - Гарабагском, Нахчыванском, Эриванском, Гюмринском и Ахалцихском. В результате переселения армян азербайджанцы оказались в меньшинстве в Эривани (43 %), Памбаке и Шурагеле (3 %). Сильно снизился их удельный вес также в Гарабаге и Нахчывани (соответственно до 60 и 59 %) 6.

В итоге за период 1801 -1832 гг. произошли крупные этнодемографические изменения в западной части ареала расселения азербайджанцев. Фактически по причине резкого сокращения численности азербайджанцев и одновременно таковом же увеличении количества армян была утеряна этническая территория азербайджанцев в Памбак-Шурагеле, северной и центральной частях Эриванской провинции. По тем же причинам этнотерриториальная диффузия, сокращение азербайджанской этнической территории произошло в Даралагезе, Зангезуре и Нагорном Гарабаге. В восточных областях Азербайджана, в отличие от западных, в первой трети XIX в. наблюдался численный рост азербайджанцев и их этническая территория оставалась без изменений. В начале 30-х годов XIX в. подавляющее большинство азербайджанцев являлись сельскими жителями. В городах их проживало лишь 10-12%. Наибольшее число азербайджанцев в начале 30-х годов было сосредоточено в таких городах, как Нуха (ныне Шеки) - 6558 душ мужского пола, Шамахы - 5000, Дербент - 4741, Баку - 3709 и Шуша - 2667 душ мужского пола . В Эривани жил 7331 азербайджанец, что составляло 65% всего населения города. Следует подчеркнуть, что в некоторых городах (Гяндже, Шуше, Эривани, Нахчывани, Шамахе) удельный вес азербайджанцев в первой трети XIX в. несколько убавился в связи с миграционными процессами, которые сопровождались отъездом азербайджанцев и притоком армян. Во второй половине XIX в. этнодемографическая карта Закавказья подверглась существенным изменениям вследствие русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Согласно решениям Берлинского конгресса (1878 г.) к России отошли Карсская и Батумская области ив этой связи здесь усилились миграционные процессы. Установление русского владычества вызвало выселение значительного количества мусульманского населения - более 65 тыс. чел., причем в числе выселенных были и азербайджанцы. В то же время сюда переселяются около 50 тыс. армян и 40 тыс. греков. Кроме того, армяне вселяются также в Эриванскую губернию.

К началу 70-х годов XIX в. этническая территория азербайджанцев, остававшаяся стабильной на протяжении последних 40 лет, оказалась в составе следующих административных единиц: Бакинской, Елизаветпольской (Гянджинской), Эриванской, Тифлисской губерний; Дагестанской и Карсской областей, а также Загатальского округа.

В 1873 г. азербайджанцы при общей численности 987 тыс. были распределены по административным единицам следующим образом:

Гянджинская губерния        - 358 тыс.   ....... азербайджанцев

Бакинская  губерния            - 305 тыс.  .......

Эриванская губерния           - 214 тыс.   .......

Тифлисская губерния           - 64 тыс.   ........

Дагестанская область         - 20 тыс.  ........

Загатальский округ              -16 тыс.   ........

Карсская область                 - 10 тыс.  .......

В Бакинской и Гянджинской губерниях азербайджанцы составляли большинство населения, а в Эриванской и Тифлисской соответственно - 39,1 и 9,6%. Из 7 уездов Эриванской губернии азербайджанцы преобладали в четырех: Эриванском (54 %), Нахчыванском (57 %), Сурмалинском (51 %) и Шаруро-Даралагезском (75 %). Азербайджанцы уступали в численности иммигрантам из Турции и Ирана в составе населения Эчмиадзинского (31 %), Ново-Баязетского (29%) и Александропольского (4%) уездов. Проживая в шести из девяти уездов Тифлисской губернии, азербайджанцы имели большинство лишь в одном - Ахалцихском (51 %) .

Пропорция между городским и сельским населением у азербайджанцев в начале 70-х годов оставалась прежней, не претерпев за 40 лет изменений: 11,6 и 84,6% . В 1873 г. в городах проживало 114 тыс. азербайджанцев. В общей картине городского населения наметилась тенденция к сокращению удельного веса азербайджанцев в большинстве городов из-за значительного притока иноэтнического элемента. Больше всего азербайджанцев проживало в Шамахе (18,7 тыс.), Нухе (17,4 тыс.), Баку (13,5 тыс.), Шуше (10,8 тыс.), Гяндже (10,5 тыс.) и Сальяне (10,2тыс.).

Если этническую территорию азербайджанцев условно разделить на три части - восточную, центральную и западную, то расселение в них азербайджанцев в начале 70-х годов XIX в. характеризовалось следующими данными: в восточной части (Бакинская губерния и Дагестанская область) было сосредоточено около 33 % всех азербайджанцев; в центральной части, состоявшей из Гянджинской губернии и Загатальского округа, около 38 % и в западной (Эриванская и Тифлисская губернии, Карсская область) - 29 %.

Ускорение темпов капиталистического развития, особенно промышленности и транспорта, оказывало значительное влияние на демографические процессы в Закавказье. В частности, бурное развитие бакинской нефтяной промышленности привело к резкому возрастанию миграционного потока из европейской части Российской империи в этот регион и значительному увеличению численности населения г. Баку, причем иноэтнические элементы в основном расселились в регионах, населенных азербайджанцами. За период 1873-1886 тт. увеличение численности азербайджанцев намного отставало от темпов общего роста населения Закавказья (соответственно 21 и 35%) 15.

В силу этих обстоятельств в 80-е годы XIX в. при росте общей численности азербайджанцев по губерниям и уездам удельный вес их понизился в пределах 1,5-6,0% . Преобладание иноэтнических элементов среди мигрантов, направляющихся в Баку, способствовало снижению удельного веса коренных жителей на 46%, несмотря на то, что численность азербайджанцев за тот же период в городе возросла почти в 3 раза (с 13 тыс. до 37 тыс.) 16.

К концу XIX в. численность азербайджанцев в Закавказье достигла 1537 тыс. чел.17. В период 1886-1897 гг. при увеличении численности азербайджанцев на 343,8 тыс. чел. среднегодовой темп прироста составил 2,3%- Такие высокие темпы были обусловлены как естественным, так и механическим приростом азербайджанского населения. В начиная с 80-х годов XIX в. в связи с изменениями в экономической жизни Закавказья - развитием капиталистических отношений, постройкой Закавказской железной дороги и т. п. - царские власти начали всячески поощрять приток отходников из Ирана в качестве дешевой рабочей силы. В подавляющем большинстве ими являлись азербайджанцы из северо-западных областей Ирана. В 80-90-е годы прошлого столетия через таможни в Джульфе и Худаферине ежегодно только по паспортам прибывало в Закавказье до 30 тыс., а с учетом нелегально прибывших реальная цифра составляла 60 тыс. В конце XIX в. доля сельских жителей среди азербайджанцев составляла 89 % . В Бакинской губернии-84%, в Гянджинской -91%, в Карсской области - 100 %, в Эриванской - 94%, в Загатальском округе - 99% ив Дагестанской области - 68 % азербайджанского населения проживало в сельской местности1 . Низкий уровень урбанизации азербайджанцев объясняется небольшим, по сравнению с сельчанами, естественным приростом у горожан и малой миграционной подвижностью сельчан. Однако, несмотря на снижение удельного веса горожан среди азербайджанцев, к концу XIX в. их абсолютная численность значительно увеличилась в таких городах, как Баку, Эривань, Гянджа, Тифлис, Ленкеран, Александрополь.

В первом десятилетии XX в.численность азербайджанцев возросла на 497 тыс. чел. (32,3%), составив около 2 млн. чел. 20. Среднегодовые темпы роста (1,7%) азербайджанцев значительно замедлились по сравнению с предшествующим периодом. Сократился приток иранских азербайджанцев, снизился также естественный прирост населения. Существенное влияние на это оказали экономический кризис 1900-1903 гг., русская революция 1905-1907 гг. и особенно события 1905-1906 гг., известные в истории как "армяно-мусульманская резня", в которой погибло до 10 тыс. чел., большинство из которых были азербайджанцы. К началу 1914 г. наибольшая концентрация азербайджанцев наблюдалась на востоке их этнической территории - в Бакинской губернии и Дагестанской области. Здесь жило 37% всего азербайджанского населения Закавказья. Основным центром притяжения по-прежнему оставался Бакинский промышленный район. Следующим районом по степени концентрации азербайджанцев являлась Гянджинская губерния с Загатальским округом - 35,5%, И, наконец, 27,5% азербайджанцев было расселено в западном ареале этнической территории.

В этот период среди азербайджанцев значительно возросла доля городского населения, достигнув 18,5% от их общей численности. Это происходило за счет интенсивного роста г. Баку и его промыслово-заводского района, где численность азербайджанцев выросла более чем в 4 раза. В 2 раза возросло азербайджанское население городов Нуха, Гянджа, Загатала и Тифлиса. Значительное сокращение численности азербайджанцев в большинстве городов Эриванской губернии, а также в Шуше явилось прямым следствием армяно-азербайджанских столкновений 1905-1906 гг. В целом за 40 лет (1873-1914 гг.) общая численность азербайджанцев в Закавказье увеличилась более чем в 2 раза при среднегодовых темпах роста 1,8%.

Первая мировая война, революции и последовавший за ними распад Российской империи оказали существенное влияние на демографическую ситуацию в регионе. Экономическая разруха, миграция, настоящий террор, развязанный болышевистско-дашнакскими бандами в отношении азербайджанцев в 1918-1920гг., привели к резкому снижению их численности. В марте 1918 г., во время хозяйничанья большевиков в Азербайджане, во многих районах произошла резня азербайджанского населения. Только в Баку было убито более 10 тыс. мирных жителей азербайджанцев. Руководство дашнакской Армении проводило политику откровенного геноцида в отношении азербайджанского населения страны. На современной территории Армении в 1918 г. проживало 575 тыс. азербайджанцев , т.е. более одной трети всего населения. В течение 1918-1920 гг. в результате целенаправленной шовинистической политики армянских лидеров половина этого населения была уничтожена или изгнана из родных очагов. Только из Зангезурского уезда к концу 1919 г. уже было изгнано около 60 тыс. азербайджанцев22. Летом и осенью 1918 г. в этом уезде были уничтожены 115 деревень, т.е. практически все азербайджанские населенные пункты. В них было зверски убито 7729 азербайджанцев, в том числе 3257 мужчин, 2276 женщин и 2116 детей. В результате этих преступных действий численность азербайджанцев в Зангезурском уезде уменьшилась с 71 тыс. в 1897 г. до 4,4 тыс. в 1926 г. Около 200 тыс. азербайджанцев были вынуждены покинуть Сурмалинский, Эриванский, Эчмиадзинский, Шарурский уезды.

Насильственная депортация и массовые убийства мирного азербайджанского населения в Армении продолжались и после 1920 г. Не менее трагической оказалась судьба азербайджанцев и на территории нынешней Азербайджанской Республики. После захвата страны XI Красной Армией в апреле 1920 г. за полтора года от рук оккупантов погибло около 150 тыс. азербайджанцев.

Как свидетельствуют результаты переписи населения, даже в 1926 г. численность азербайджанцев в Закавказье не достигла довоенного уровня, составив около 1,7 млн. чел. 26. Только к середине 30-х годов восстановилась довоенная численность азербайджанцев - 2 миллиона человек.

Как видно из табл. 1, составленной по материалам переписей населения, рост численности азербайджанцев за 20-80-е годы был как абсолютным (с 1438 тыс. чел. в 1926 г. до 5805 тыс. чел. в 1989 г.), так и относительным (62,1 % населения республики в 1926 г. и 82,6% - в 1989 г.).

 

Таблица I

Динамика численности азербайджанцев в Азербайджанской ССР и СССР (1926-1989 гг.):

 

<

Годы

Азербайджанская ССР

Всего в СССР

Численность, тыс. чел.

Доля в общей численности, %

Численность, тыс. чел.

Доля в общей численности, %

1926

1438,0

62,1

1706,6

1.2

1939

1870,5

58,4

2275,7

1,2

1959

2494,4

67,4

2939,7

1,4

1970

3776,8

73,8

4379,9

1,8

1979

4708,8

78,1

5477,3

2,1

1989

5805,0

82,6

6770,4

2,4

Анализируя изменения численности азербайджанцев за период 1926-1939 гг., отметим, что, несмотря на немалый процент прироста азербайджанцев (30%), их удельный вес в общей численности населения республики уменьшился на 3,7%. Это объясняется политикой, проводившейся кремлевским руководством в 20-30-е годы в отношении национальных окраин. Под прикрытием кадровой помощи с целью их экономического и культурного развития в эти регионы шел значительный миграционный поток из центральных областей России. За 1926-1939 гг. численность русских в Азербайджане возросла в 2,4 раза (с 220,6 тыс. чел. в 1926 г. - до 528,3 тыс. чел. в 1939 г.) . За этот период удельный вес азербайджанцев снизился не только в городском населения республики, но и в сельской местности (см.табл,2), несмотря на высокий естественный прирост азербайджанцев на селе и свойственную сельскому населению Азербайджана низкую миграционную подвижность. Не следует забывать также о репрессиях времен коллективизации и конца 30-х годов, когда десятки тысяч азербайджанцев были выселены в Казахстан и Среднюю Азию, погибли в лагерях, расстреляны. Эти факторы в совокупности существенно повлияли на демографическую ситуацию в Азербайджане.

Вторая мировая война резко нарушила демографические процессы в стране. Хотя Азербайджан не входил в зону военных действий, последствия войны оказались весьма тяжелыми для демографической ситуации в республике. Только на фронтах погибло более 300 тыс. азербайджанцев. В самом Азербайджане повысились смертность из-за ухудшения продовольственного снабжения и медицинского обслуживания. Одновременно произошло резкое снижение рождаемости - в целом примерно в два раза по сравнению с довоенным уровнем . Это было вызвано главным образом разрывом семейных связей из-за призыва в армию большей части взрослого мужского населения; немаловажное значение имело также ухудшение условий жизни, заставлявшее откладывать вступление в брак и рождение детей до более благоприятных времен.

Таблица2

Доля азербайджанцев в городском и сельском населении Азербайджана (по материалам переписи населения):

Годы

Городское население, %

Сельское население, %

 

к итогу

к итогу

1926

37,6

71,7

1939

36,7

70,6

1959

51,3

82,2

1970

60,9

86,9

1979

68,2

89,1

1989

77,0

88,9  

 

Огромные потери среди групп людей производительного возраста сказались и в послевоенные годы, обусловив замедление роста рождаемости. Неудивительно, что в Азербайджане среднегодовые темпы прироста азербайджанцев за 1939-1959 гг. были даже ниже предыдущего неблагоприятного периода (1926-1939 гг.), хотя доля азербайджанцев в составе населения республики увеличилась с 58,4 до 67,4 %. Это объясняется тем, что после бурного увеличения численности русского населения республики в 1926-1939 гг. за счет механического прироста наступила определенная стабилизация его количественного состава.

Естественный прирост у азербайджанцев достиг наивысшей точки в 60-х годах, что было связано с повышением рождаемости и одновременным снижением смертности. За 1959-1970 гг. численность азербайджанцев в республике выросла на 51,4%, а их доля в составе населения увеличилась с 67,4 до 73,8%.

В начале 70-х годов уровень рождаемости у азербайджанцев стал снижаться, что в сочетании со стабилизировавшейся смертностью привело к постепенному сокращению естественного прироста. В 70-80-е годы естественный прирост азербайджанцев был на уровне 23-24% . Эта тенденция была обусловлена процессом урбанизации, широким вовлечением женщин в промышленность, сферу обслуживания и другие отрасли народного хозяйства, повышением уровня жизни и другими причинами, хотя при этом следует подчеркнуть, что и в этот период азербайджанцы входили в число народов бывшего Союза с наиболее высоким уровнем естественного прироста. Так, с 1970 по 1989 гг. численность азербайджанцев собственно в Азербайджане увеличилась с 3 776 тыс. до 5 805 тыс. чел. (на 53,7%), а их доля в составе населения республики достигла 82,6 %28.

Как было отмечено, одним из факторов, способствующих снижению естественного прироста у азербайджанцев, являются урбанизационные процессы. Анализ материалов переписей населения (см. табл. 2) показывает, что за исключением 1926-1939 гг., удельный вес азербайджанцев в городском населении республики неуклонно увеличивался. Если в 1926 г. азербайджанцы составляли немногим более трети городского населения республики, то в 1989 г. - 77%.

Повышение удельного веса азербайджанцев в городском населении - процесс несомненно примечательный, но их недостаточная мобильность обнаруживается и здесь. В то время как среди населения республики в целом удельный вес азербайджанцев в 1989 г. составил 82,6%, среди горожан он был несколько ниже, а в сельской местности выше (88,9%). Иными словами, из каждых десяти сельских жителей почти девять были азербайджанцами. Это связано с высокой рождаемостью у азербайджанцев в сельскихместностях и с низкой подвижностью населения.

 

Таблица 3

 Доля городских и сельских жителей у азербайджанцев

Население,

%

Годы

1926

1959

1970

1979

1989

Городское

17,0

36,4

41,3

45,9

50,3

Сельское

83,0

63,6

58,7

54,1

49,7

При переписи населения 1989 г. обнаружился еще один примечательный факт; впервые в истории доля городских жителей у азербайджанцев превысила долю сельских жителей, составив 50,3%.

В ходе т.н. "национального размежевания", проведенного в начале 20-х годов большевиками, значительная часть этнической территории азербайджанцев на западе и северо-востоке была отдана соседним республикам. Так, историко-географические области Азербайджана Борчалы и Дербент вошли соответственно в состав Грузии и РСФСР, а исконно азербайджанские земли - Зангезур и Гёйча, где компактно проживало значительное количество азербайджанцев, были в буквальном смысле подарены Армении тогдашним руководством Азербайджана.

На протяжении 70 лет советской власти азербайджанцы в Армении и Грузии являлись гражданами второго сорта. В этих республиках под прикрытием громко декларируемых лозунгов о дружбе народов проводилась политика выживания азербайджанцев с их исконных земель. Например, азербайджанцы не допускались к руководящим должностям даже в тех районах, где они составляли абсолютное большинство населения. Не была обеспечена преемственность в системе образования для азербайджанцев, так как в системе высшего и среднего специального образования Грузии и Армении азербайджанский язык фактически не функционировал. В сельских местностях азербайджанцам не выделялись приусадебные участки для постройки новых домов (и это в условиях, когда практически все азербайджанцы в Грузии и Армении являлись сельским населением). Эти и многие другие факторы в совокупности обусловили усиленную миграцию азербайджанцев из Грузии и Армении.

Неудивительно, что несмотря на опережающие темпы естественного прироста азербайджанцев по сравнению с армянами, их доля в составе населения Армении снизилась с 9,4 в 1926г. до 5,3% в 1979г. (см.табл.4). В конце 40-х годов политика национальной дискриминации азербайджанцев в Армении приобрела особенно жестокие формы. В 1948-1951 гг. под предлогом высвобождения земель для репатриированных армян, по решению Совета Министров СССР от 23. XII 47 г., из Армении было депортировано свыше 100 тысяч азербайджанцев, многие из которых, не выдержав тяжких испытаний, погибли. Наконец, в конце 1988 г. была реализована хорошо спланированная преступная акция по изгнанию около 200 тысяч азербайджанцев из их исторических земель в Армении, К началу 1989 г. на территории Армении не осталось ни одного азербайджанца. Завершилась армянская колонизация еще одной части этнической территории азербайджанцев.

 

Таблица   4Динамика численности азербайджанцев в Грузии и Армении:

Годы

Армения

Грузия

Абсолютная численность

%  от всего населения

Абсолютная численность

%  от всего населения

1926

83181

9,4

137921

5,2

1939

130896

10,2

188058

5,3

1959

107748

6,11

153600

3,8

1970

148189

5,9

217758

4,6

1979

160841

5,3

255678

5,1

1989

-

-

307556

5,7

 

Ненамного лучше было положение азербайджанцев в Грузии.В период с 1979 по 1989г. выросла как абсолютная численность азербайджанцев, так и их доля в составе населения Грузии. Однако в дальнейшем, с приходом к власти в Грузии З.Гамсахурдиа давление на азербайджанцев в этой стране усилилось, что естественно, привело к увеличению миграционного потока азербайджанцев из Грузии.

По данным переписи населения 1989 г., в Российской Федерации насчитывалось 355 889 азербайджанцев. На территории РСФСР азербайджанцы компактно проживают в г. Дербенте и его окрестностях (Республика Дагестан). Азербайджанцы Дербента не только не имеют нормальных условий для развития, но в данной момент под угрозой оказалась их национальная самобытность. Полное и безраздельное господство русского языка во всех сферах общественной жизни, в том числе в системе образования, сузило сферу применения азербайджанского языка до домашне-бытового уровня. Это в первую очередь привело к языковой ассимиляции части азербайджанцев Дербента, особенно среди молодого поколения.

Как уже было отмечено, в начале XIX в. Азербайджан был разделен между Ираном и Россией на две части. Южный Азербайджан оказался в составе Ирана. К сожалению, мы не имеем точных данных о численности азербайджанцев в Иране, так как в официальной политике бывшего шахского режима господствовала концепция "единой иранской нации", не признававшая существования в стране самостоятельных народов и этнических меньшинств. Поэтому переписи в Иране учитывают лишь религиозный состав населения.

После исламской революции 1979 г. в Иране внутригосударственное единство, отождествляясь с национальным единством, стало трактоваться прежде всего как конфессиональное. Нынешнее исламское руководство по существу придерживается шахской концепции "единая нация - единое государство", придавая ей конфессиональный смысл теократического государства.

По оценочным данным, в Иране проживает до 38 миллионов азербайджанцев, сотни тысяч азербайджанцев за последние десятилетия эмигрировали из Ирана. Причиной подобной массовой миграции азербайджанцев из Ирана является отсутствие там политических свобод и соображения экономического порядка. Азербайджанские мигранты из Ирана в основном осели в европейских странах и США (см. табл. 5).

 

Таблица 5

Численность азербайджанцев в странах Западной Европы и США:

Страна

Численность

Австрия

19000

Бельгия

13000

Великобритания

17000

Дания

50000

Ирландия

4000

Испания

14000

Италия

30000

Португалия

8000

США

240000

Франция

65000

ФРГ

300000

Швеция

41000

Таким образом, общая численность азербайджанцев во всех странах мира составляет более 30 млн. человек.

Глава IV

НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ МЕНЬШИНСТВА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

В Азербайджанской Республике помимо азербайджанцев, составляющих около 90% населения, проживают также представители различных этнических и национальных групп. Несмотря на то, что их происхождение на территории современного Азербайджана различно, продолжительное историческое сосуществование обусловило складывание у них многих общих черт в быту, традициях, культуре. Расположенный на рубеже европейского и азиатского континентов, западной и восточной культурных традиций, Азербайджан во всем многообразии своей материальной и духовной культуры являет яркий пример такого взаимодействия. В многочисленных памятниках истории и культуры закодирована информация о народах и племенах, оставивших свой неизгладимый след на территории нашей страны.

Каждая из этнических и национальных групп, живущих в Азербайджане, прошла долгий исторический путь формирования и становления на этой территории. Самые древние источники, содержащие сведения о нашей стране, указывают на разноплеменной характер здешнего населения. Многочисленные тюркские, кавказские, иранские племена, несмотря на все различия между собой, на различных этапах исторического сосуществования все активнее включались в общие социально-экономические и политические процессы, что было обусловлено рядом факторов. Один из них - исламское вероисповедание, широко распространившееся среди большинства этносов Азербайджана начиная с VII в. В эпоху господства религиозной идеологии и перманентно изменявшихся политических границ принцип общности по вере во многом являлся определяющим.

Другим важным фактором было сходство видов хозяйственной деятельности. Живя в одинаковых природно-климатических условиях, различные этносы на территории Азербайджана занимались идентичными видами хозяйства, что определяло интенсивность контактов между ними.

Еще одним фактором, способствовавшим тесному развитию межэтнических отношений, являлся азербайджанский язык. Так сложилось, что именно он в ходе длительного исторического процесса стал основным средством общения между этническими общностями. На то были свои объективные и субъективные причины, среди которых первостепенное место занимали численное большинство носителей этого языка, его доступность в усвоении, определенный вид хозяйственной деятельности части азербайджанцев, выступавших при периодических перекочевках в роли своего рода информационных каналов. Таким образом, еще в дороссийскую эпоху азербайджанская традиционная культура в силу указанных причин стала коммуникационно-знаковым полем, на котором осуществлялись многочисленные межэтнические контакты.

Завоевание азербайджанских земель Российской империей положило начало новым процессам в этнической структуре и, следовательно, в системе межэтнических отношений. Одним из направлений колонизационной политики царской администрации было переселение на завоеванные земли определенных групп населения. Так, в Азербайджане стали возникать поселения русских крестьян, в основном оппозиционно настроенных официальному православию, выходцев из различных губерний России, а также армян из Ирана и Турции. И в дальнейшем в связи с ростом городов и развитием промышленности продолжался приток мигрантов, увеличивавших численность новообразованных этнических общин Азербайджана.

Новые условия существования и непривычная культурно - бытовая среда предопределили первоначальную изолированность этих групп от остального населения. Вместе с тем по мере расширения хозяйственной интеграции между переселенцами и местным населением увеличивалась степень их социально-культурного взаимодействия. Данное обстоятельство способствовало высокому уровню взаимной терпимости, особенно в этноконтактных зонах, и обусловило становление новых форм межэтнического общежития.

Указанные исторические и культурно-религиозные, а также социально-демографические и некоторые другие факторы определяют современную этническую ситуацию в Азербайджане.

Придерживаясь принятой в этнографии классификации, этнические общности, населяющие страну, разделяют на тюркскую, кавказскую, иранскую и славянскую группы. Тюркская группа включает в себя в основном азербайджанцев, а также татар и турок-месхетинцев. Татарская община, составляющая по переписи 1989 г. около 25 тыс. человек, начала формироваться в Азербайджане во второй половине XIX - начале XX в. В настоящее время татары проживают главным образом в городах республики и, сохраняя свой родной язык, свободно владеют азербайджанским и русским, что способствует их открытости в процессах социально-культурной интеграции.

Турки-месхетинцы, родственная по языку азербайджанцам этническая общность, были выселены со своей исторической родины (южные и юго-западные районы Грузии) в сравнительно недавнем прошлом (1944 г.). В начале 60-х годов, когда были сняты социальные и политические ограничения и туркам-месхетинцам было разрешено переселяться за пределы Средней Азии и Казахстана, часть из них обосновалась в Бейлаганском, Саатлинском и Сабирабадском районах Азербайджана. По данным переписи 1989 г., численность турок-месхетинцев составляла около 18 тыс. человек. После этой переписи, когда в Узбекистане произошли погромы, от которых пострадали представители этого многострадального народа, еще около 50 тыс. турок-месхетинцев переселились в Азербайджан и были расселены, помимо указанных выше районов, также в Хачмазском, Шамахинском, Газахском и некоторых других районах. Несмотря на близость с азербайджанским языком и культурой, турки-месхетинцы продолжают сохранять как свой родной язык, традиции и обычаи, так и историческую память о своей родине и этническое самосознание.

Широко представлена в Азербайджане кавказская языковая семья. К ней относятся языки лезгин, цахуров, удин, хыналыгцев, крызов, будугцев, аварцев и ингилойцев, расселенных на этой территории.

На северо-востоке республики, в бассейне Самурчая и на восточных отрогах Большого Кавказского хребта, компактно живут лезгины - одна из кавказских этнических общностей, населяющих Азербайджан. По данным переписи 1989 г., их насчитывается более 170 тыс. чел. Кроме Гусарского района, где лезгины составляют 50% населения, они расселены в Хачмазском, Губинском, Габалинском и некоторых других районах и городах.

Важно отметить, что историческая судьба лезгинского народа всегда была тесно связана с Азербайджаном и азербайджанцами. Лезгин и азербайджанцев связывали взаимовыгодные хозяйственные связи. Такие азербайджанские города, как Губа, Шеки, Баку и другие были местом, где лезгинские крестьяне и ремесленники сбывали свою продукцию. Только после русских завоевательных войн на Кавказе в XIX в. и присоединения Азербайджана и всего Кавказа к России граница между вновь образованными Бакинской губернией и Дагестанской областью была проведена по Самурчаю (1860 г.). В результате этого разделенным оказался не только лезгинский народ, но и азербайджанцы, значительная часть которых проживала в Дербенте и прилегающих к нему районах. Эта граница была зафиксирована и после установления советской власти. Хозяйственная деятельность лезгин Азербайджана издревле носила земледельческо-скотоводческую направленность. На формирование особенностей их хозяйственного быта оказывало влияние как разнообразие природно-географических условий, так и хозяйственная деятельность и материальная культура азербайджанцев. Наряду с высоким уровнем развития скотоводства и земледелия лезгины достигли большого мастерства в ремесленном производстве. Широкой известностью пользовались деревянные изделия, изготовлявшиеся лезгинами предгорной зоны. Наибольшую известность в этом отношении получили такие селения, как Гиль, Пирал, Юхары Йараг и др.

Одним из самых распространенных видов ремесла у лезгин Азербайджана было ковроделие. В Гусарском районе было распространено изготовление сумахов (паласов) - безворсовых ковров с гладкой лицевой стороной и мохнатой изнанкой. В лезгинских коврах прослеживаются общеазербайджанские орнаментальные сюжеты, характеризующиеся либо растительными, либо геометрическими мотивами.

Лезгинский язык относится к северокавказской семье языков и на нем создана культура этого народа. Широко известны героический эпос лезгинского народа о богатыре Ширвали, произведения классиков лезгинской литературы Етим Эмина и Сулеймана Стальского. Творчество этих известных поэтов является наглядной иллюстрацией тесных связей лезгинского и азербайджанского народов, так как многие свои произведения они создавали на азербайджанском языке.

В настоящее время в местах компактного проживания лезгин в Азербайджане на лезгинском языке ведется преподавание в начальных классах, издаются газеты, транслируются радиопередачи.

В Балакенском и Загатальском районах Азербайджана расселены аварцы, численность которых по переписи 1989 г. составляет около 45 тыс. человек. Здесь расположены крупные аварские села, имеющие богатую историю, - Джар, Цилибан, Мацех и др. Следует отметить, что основная часть аварского этноса расселена в Дагестане, где они являются самой многочисленной этнической группой.

Аварский язык относится к северокавказской семье языков. В самом аварском языке имеется несколько наречий, основными из которых являются два - хунзахское и анцухское. Аварское население Азербайджана находится в ареале функционирования анцухского наречия. Дискуссионным в отношении аварцев, проживающих в Азербайджане, является вопрос о времени их появления на этой территории. Как известно, аварцы и близкие к ним этнические группы расселены в западной части Дагестана. Одним из основных видов хозяйственной деятельности этого народа с древнейших времен было горное овцеводство. Постоянный поиск новых пастбищ и, следовательно, довольно подвижный образ жизни приводил к освоению новых сред обитания. В условиях скотоводческо-земледельческого полукочевого хозяйства аварцы, зимние пастбища которых находились на южной стороне Главного Кавказского хребта, периодически перекочевывали сюда. Это обстоятельство, как и малоземелье, вынуждало аварцев переселяться в данный регион небольшими группами. Исторические сведения не дают возможности говорить о каком-либо крупном, массовом переселении аварцев в одно время. По всей видимости, на протяжении многих веков происходил некоторый приток аварских племен на территорию Шеки-Загатальской зоны Азербайджана. До сих пор сохранились пути, а вернее, горные тропинки из этого региона в Дагестан. Так, например, в верхней части селения Джар проходит так называемая "тропинка Шамиля", другая же ведет из Балакена через гору Кубах. Кроме этих дорог, горцы, живущие в Дагестане, пользовались множеством других тропинок для перехода на данную территорию.

По преданию, первоначальным местом заселения аварцев в данном регионе была местность Голода, Располагалась она на горе К слан, на месте кочевки, где сохранились кладбище и фундаменты некоторых построек. Кстати, следует отметить, что аварцы в этой зоне долгое время были известны под названием "голодолал", что означало "жители Голода".

В XVI в. отдельные аварские общины стали объединяться в вольные общества, так называемые джамааты. К этому времени относится и образование самого крупного и могущественного из них Джарского общества, по названию одноименного села. К началу XVIII в. окончательно сложились шесть аварских джамаатов, в целом именовавшихся в арабских и персидских источниках Джаро-Тала, а у самих аварцев - Голода. Джаро - Балаканские джамааты как военно-политическая единица просуществовали вплоть до российского завоевания в первой трети XIX в.

С древнейших времен аварцы занимались высокогорным скотоводством и земледелием. О наличии древнего земледелия в районах расселения аварцев свидетельствуют как террасовые системы, так и своеобразные горные пахотные орудия и навыки труда, обычаи и обряды. Тем не менее, как бы ни была высока земледельческая культура аварцев, она не могла стать ведущей отраслью, поскольку у них было очень мало пригодной земли. Именно поэтому основным видом хозяйственной деятельности аварцев было горное овцеводство. Развитию этого вида хозяйства благоприятствовали и природные условия горной местности. О древности этого рода деятельности у аварцев говорят приемы и навыки труда, связанные с традиционным перегоном скота на летние и зимние пастбища, с уходом за ним, а также своеобразные животноводческие традиции, обряды и обычаи. Кстати, как уже отмечалось, именно полукочевое скотоводство аварцев и поиски новых пастбищ и обусловили расселение части этого этноса в северо-западных районах Азербайджана. Столкнувшись здесь с высокой земледельческой культурой местного населения, аварцы стали развивать многопрофильное хозяйство. Тесные интегративные связи аварцев с местным населением обусловили развитие таких направлений в хозяйстве, как разведение тутового щелкопряда, садоводство, огородничество. Этими же видами хозяйственной деятельности аварцы продолжают заниматься и в настоящее время.

На северо-западе Азербайджана расселена этническая общность, близкая по языку лезгинам, - цахуры. Основная масса этого народа живет в Загатальском районе. Здесь их 11,5 тыс. из 13 тыс. человек по всей стране. Наиболее крупными цахурскими селами являются Алибайрамлы, Гезпарак, Ени Сувагиль.

Около 400 лет назад выходцы из селения Цахур, расположенного в одном из ущелий у Самурчая, перейдя на западные склоны Большого Кавказского хребта, основали село Сарыбаш. Впоследствии ареал расселения цахуров в данной зоне стал расширяться. На этих землях было образовано султанство Илису, население которого составляли не только цахуры, но и азербайджанцы и ингилойцы. Цахуры заселяли северную и среднюю (гористую) части территории султанства. Они составляли четыре вольных общества (джамаата) - Цахурское, Сувагильское, Карадулакское и Илисуйское. Данные общества состояли из тохумов - социально-родственных организаций с определенным укладом.

Илисуйские султаны выбирались на джамаатах (общих сходках общества) непременно из числа членов султанской фамилии. Первоначально джамааты играли большую роль в управлении и контролировали деятельность султана через своих уполномоченных. Но начиная с XVIII в. избирательные права джамаата начали превращаться в фикцию, а султаны стали назначаться Джарским вольным обществом. Цахуры издревле занимались в основном отгонным скотоводством, а также земледелием в качестве подсобной хозяйственной деятельности. В предгорьях и на низменностях в данной зоне господствовала культура суходольных зерновых хлебов. Кроме того, в связи с развитием коконоводства широко было распространено разведение тутовых деревьев. Длительное совместное проживание на данной территории обусловливало тесные интеграционные связи между цахурами и азербайджанцами, а также с другими этническими общностями этого региона. Это нашло свое отражение в широком бытовании азербайджанского языка среди цахуров, в схожести многих черт традиционной культуры и быта.

Еще одной этнической общностью, расселенной в Шеки-Загатальской зоне, являются ингилойцы. Они компактно проживают в некоторых селах Балакенского, Загаталъского и Гахского районов. Ингилойцы говорят на одном из восточных диалектов грузинского языка и различаются по вероисповеданию. Часть из них исповедуют ислам (в основном ингилойцы Балакенского и Загатальского районов), а часть христианство (ингилойцы Гахского района).

Проблема этногенеза ингилойцев и происхождения этнонима "ингилой" все еще вызывает споры в научном мире. Некоторые ученые, в основном грузинские, считают ингилойцев частью грузинского этноса и рассматривают их историю в данном аспекте. Но существует более аргументированная версия о происхождении ингилойцев. Некоторые ученые полагают, что ингилойцы являются потомками одного из албанских племен - эров. Видный грузинский ученый В.Дондуа прямо утверждает, что эры - поздние ингилойцы4. Эры, будучи христианами, как и некоторые племена Кавказской Албании в силу определенных обстоятельств перешли на грузинский язык. Таким образом, на данной территории появилось грузиноязычное население. В пользу этой версии свидетельствуют и многочисленные общие черты в хозяйстве и традиционной культуре ингилойцев и остального населения региона при наличии существенных различий у этих же ингилойцев и населения восточной Грузии.

Что касается происхождения этнонима "ингилой", то большинство специалистов сходятся во мнении, что он связан с обращением этого народа в ислам. При этом этноним "ингилой" производят или от слов "ени иол" (по-азербайджански/тюркски - "новый путь"), или же от слов "ени гелой" ("новые гелы")

В настоящее время часть ингилойцев считает себя азербайджанцами, а часть грузинами - в зависимости от вероисповедания. Следует отметить, что многовековое соседство ингилойцев и азербайджанцев во многом унифицировало их быт, многие черты культуры. Еще исследователи XIX в. отмечали, что хозяйство и быт этих двух народов, впрочем как и других народов данного региона, во многом идентичны.

Южнее Шеки-Загатальской зоны расположены Габалинский и Огузский районы Азербайджана, где живут удины. По данным переписи 1989 г., численность этой этнической общности достигает 6 тыс. человек, из которых 4,5 тыс, проживает в селении Нидж Габалинского района. Остальная часть удин проживает в районном центре Огуз.

Язык удин принадлежит к северокавказской семье языков. Это один из древних кавказских народов, предки которых населяли еще Кавказскую Албанию. Многие исследователи считают удин потомками древних утиев, одного из племен Кавказской Албании. По вероисповеданию удины являются приверженцами григорианской ветви христианства. Вместе с тем следует отметить, что христианство у удин пронизано и древними языческими представлениями. Многие праздники удин, несмотря на христианскую окраску, имеют первобытно-магическую и производственно-хозяйственную первооснову. Церемониал многих праздников представляет собой смешение удинского языческого и христианского культов. Ведущую роль среди всех хозяйственных занятий удин играло и продолжает играть земледелие, что находит свое отражение в укладе их жизни, нравах и обычаях. Несмотря на различия в религии и языке, многовековое сосуществование удинского и азербайджанского народов выработало у них много общих черт в быту и культуре.

Так, например, удины и азербайджанцы посещали одни и те же христианизированные и мусульманизированные древние святилища (оджаги, пиры). Даже при исполнении своих полухристианских-полуязыческих праздников (например Вардавар) удины пели песни на азербайджанском языке 6. В настоящее время удины Азербайджана имеют все возможности для сохранения и развития своей культуры. Недавно созданный удинский национально-культурный центр проводит большую работу по разработке учебников удинского языка, по переводу на него произведений классиков азербайджанской и мировой литературы.

На высокогорье, у восточной подошвы горы Шахдаг, на территории Губинского района Азербайджана расселена группа этнических общностей, известная под названием "шахдагская". Этими малочисленными народами являются хыналыгцы, будугцы и крызы. Они живут в одноименных горных селениях. Кроме того, будугцы проживают в селениях Дели Гая и Гюней Будуг, а крызы - в селениях Алик, Джек, Хапут и Ерподж. Эти села, особенно Хыналыг, относятся к числу самых высокогорных и труднодоступных селений Кавказа. Сообщение между ними и другими районами Азербайджана осуществляется преимущественно в летнее время.

Народы шахдагской группы говорят на языках, принадлежащих к северокавказской семье. Из них будугский и крызский близки между собой и находятся в генетическом родстве с лезгинским языком. Что касается хыналыгского, то он занимает особое место, хотя и относится к северокавказским языкам, и представляет собой уникальное явление. Кроме своего родного языка, эти народности говорят на азербайджанском языке, который используется как для общения между собой, так и с другими народами страны. Если исключить упоминание слова "хыналуг" арабским географом XIII века Йакутом Хамави, то вплоть до начала XIX в. хыналыгцы нигде не упоминались. В 30-х годах XIX в., описывая Губинскую зону Азербайджана, ВЛегкобытов сообщает о селе Хыналыг и его обитателях. Он отмечает, что хыналыщы ведут оседлый образ жизни и в основном занимаются скотоводством. Хиналыгский язык не имеет ни диалектов, ни говоров. Правда, в самом Хыналыге в ряде случаев различается произношение жителей верхней, средней и нижней частей села соответственно трем основным родам хыналыщев. О большом влиянии азербайджанского языка и культуры на хыналыщев свидетельствует значительное количество тюркизмов в хыналыгском языке, а также множество схожих элементов в традициях и обычаях.

Другим народом шахдагской этнической группы являются крызы. Об истории этого народа также практически ничего не известно. Природно-географические условия определили скотоводство как основное занятие крызов. В связи с этим начиная с 30-х годов XIX в. крызы стали основывать на местах зимовок временные поселения – “оба” (от тюркского “oba/ova/uva” – “место”, «страна»), превратившиеся впоследствии в села. Именно таков характер образования сел с названиями, где есть окончание "~оба" и расположенных в Хачмазском районе.

Также малоизученными в историческом и этнографическом отношении являются будугцы. Язык, как, впрочем, и другие элементы культуры будущее, очень близок к крызскому. Несмотря на то, что народы шахдагской группы являются в какой-то мере изолянтами, в их языках очень много лексических, фонетических заимствований из азербайджанского (тюркского) языка. Это свидетельствует о том, что этнокультурные контакты между "шахдагцами" и окружающими их азербайджанцами имеют давнюю историю. Именно поэтому азербайджанский язык активно функционирует в среде хыналыгского, крызского и будугского народов. Большую роль в широком распространении азербайджанского языка играет характер хозяйственной деятельности этих народов, а именно отгонное овцеводство. Кроме того, система образования на азербайджанском языке обусловливает расширение сферы его функционирования. Помимо языка процессы интеграции культуры этносов шахдагской группы охватывают и другие аспекты системы жизнеобеспечения народов. Как в быту, хозяйстве, так и в соционормативной культуре наблюдается значительное влияние азербайджанской культурной традиции.

На обширной территории северо-востока Азербайджана находится ареал расселения татов, имеющих богатую и вместе с тем не до конца выясненную этническую историю. Язык татов относится к иранской группе индоевропейских языков и близок к фарси. На территории страны таты в основном живут в Абшеронской зоне, в Девечинском, Губинском, Исмаиллинском, Шамахинском и некоторых других районах.

По утвердившемуся в науке мнению, происхождение слова "тат" не имеет этнического характера, а является термином, которым тюрки в целом обозначали оседлое население порабощенных ими стран, независимо от их этнического происхождения, признак принадлежности к определенному культурному типу был в глазах кочевника важнее, чем признак национальности и языка. Об этом свидетельствуют и самоназвания некоторых групп татского населения. Так, например, жители абшеронских селений Балахана и Сурахана называют себя парсами, а жители селения Лагич в Исмаиллинеком районе - лохудж. Следует отметить, что в прошлом веке сезонных работников из Южного Азербайджана скотоводы называлитатами, хотя они являлись этнически тюрками.

Общая точка зрения о происхождении татов на территории Азербайджана заключается в том, что они являются прямыми потомками ираноязычного населения, переселенного сюда начиная с IV века Сасанидами. Принято считать, что это переселение преследовало цель как колонизации прикаспийских земель Азербайджана, так и создания военизированных поселений для пресечения частых набегов кочевых племен через Дербентский проход на северные области Персидской державы. О том, что таты являются выходцами из Ирана, в определенный мере свидетельствует идентичность названий села Лагич и области на территории современного Ирана - Лагиджан. Длительное историческое сосуществование татов и азербайджанцев выработало у этих народов очень много общих черт в хозяйстве, культуре и быту. В этом немалую роль сыграл азербайджанский язык, ставший еще с XIX в. вторым родным языком татского народа. Следует отметить, что широкое распространение азербайджанского языка значительно сузило сферу функционирования татского языка, ограничив его семейным бытом в сельской местности. Значительные изменения за последние десятилетия произошли в этническом самосознании татов, многие из которых осознают себя азербайджанцами и в значительной степени утеряли татский язык.

На самом западе Азербайджана, в горах Малого Кавказа, живут курды. Их общая численность в стране, по последней переписи, составляет чуть более 12 тыс. человек. Подавляющее большинство курдов живет в Лачинском и Кяльбаджарском районах Азербайджана. Наиболее крупными курдскими селами здесь являются Агджакенд и Минкенд, где курды составляют около 20% населения. Курдский язык относится к северо-западной ветви иранских языков. По религиозной принадлежности курды неоднородны, поскольку среди них встречаются как мусульмане-сунниты, так и мусульмане-шииты. Кроме того, в их среде * имеют широкое распространение различные секты (йезиды, алиилахи и др.). Подавляющее большинство курдов Азербайджана - это мусульмане-шииты.

Процесс заселения курдами территории Северного Азербайджана до сих пор окончательно не изучен. Есть предположение, что курды на этой земле имеют давнюю историю. Однако пора заселения курдами территории Карабаха датируется периодом курдской династии Шададидов. Курды также являются изолянтами и смешения тюрок-азербайджанцев с ними, как и с другими племенами ирано~ и дагестаноязычной групп не происходило. Известны случаи нападения огузских племен в XI в. на курдские кочевки в Ширване. Кроме того, есть свидетельства о том, что в XII в. в городе Бейлагане также имелась курдская община 12. Также, например, большая группа курдов была переселена в эти места после ирано-турецкой войны 1589 г. Находясь в составе турецких войск, они на правах победителей остались здесь обживать новые земли. После русско-иранской войны 1826-1828 гг. на территорию Северного Азербайджана также переселилась большая группа курдов. Таким образом, современное курдское население Азербайджана формировалось на протяжении длительного исторического времени. Большинство курдов Азербайджана - сельские жители. Хозяйственная деятельность и быт этого народа обусловливаются местными географическими и климатическими условиями. Основным занятием курдов издревле является скотоводство, а также отчасти земледелие с преимущественным развитием табаководства. Из традиционных народных ремесел и промыслов в настоящее время сохраняется ковроделие и выделка войлока.

На юго-востоке Азербайджана, в Ленкоранском, Астаринском и отчасти в Масаллинском и Лерикском районах расселены талыши. По данным переписи 1989 г., их насчитывается около 21 тыс. человек. Это обстоятельство связано с тем, что часть талышей при сохранении этнического самосознания зафиксировала себя азербайджанцами. Язык талышей принадлежит к западной ветви иранских языков. Талыши, являясь одними из жителей данного региона, имеют насыщенную интересную историю.

Некоторые иранские исследователи далекими предками современных талышей считают кадусиев, упоминаемых в античных источниках начиная с V в. до н.э. Так как этническая история талышей в настоящее время не изучена в полной мере, делать какие-либо окончательные выводы, по всей видимости, преждевременно.

Древнюю историю имеют отношения талышей с азербайджанским народом. Многие исторические события в древнем Азербайджане происходили при непосредственном участии талышского народа. Вместе с азербайджанцами они населяли древние государства на этой территории. Накануне присоединения азербайджанских земель к России на политической карте существовало Талышское ханство, преобразованное впоследствии в Ленкеранский уезд. В прошлом талыши делились на жителей равнин, занимавшихся в основном рисоводством (собственно талыши), и жителей гор, преимущественно скотоводов (голыши). Рисоводство занимало в этом регионе ведущее место вплоть до последнего времени.

Еще одной этнической группой, населяющей Азербайджан, являются горские евреи. История происхождения этого народа все еще вызывает споры у ученых. Кто они: одно из ираноязычных племен, принявших иудаистскую религию, или же древние евреи, перешедшие на татский язык? Хотя существуют серьезные доводы в пользу обеих гипотез, тем не менее чаша весов склоняется в пользу того, что жители древних еврейских поселений на территории Ирана, перешедшие на один из иранских языков, вместе с некоторыми племенами, во времена сасанидского шаха Йездигерда II (435-459 гг.) были переселены в северо-восточные районы Северного Азербайджана . В пользу этой версии говорит и сильная детерминированность культуры и быта горских евреев иудаизмом, а также вполне определенная их этническая самоидентификация. В настоящее время горских евреев насчитывается около 35 тыс. человек и они расселены главным образом в Баку, поселке Красная Слобода, недалеко от г. Губа, а также в районном центре Огуз. Несмотря на различия в религиозных воззрениях, у горских евреев и азербайджанцев много общего в хозяйстве и традиционно-бытовой культуре. Широко распространено у горских евреев двух~ и даже трехъязычие.

До последнего времени одной из крупных этнических общностей Азербайджана были армяне. Но выселение азербайджанцев из Армении, а затем агрессия армянских вооруженных сил и захват азербайджанских земель вынудили значительную часть армянского населения покинуть Азербайджан. В настоящее время они населяют только нагорную часть Гарабага. История происхождения армян на территории Азербайджана не имеет столь древнюю историю, как в случаях с другими этническими группами. Правда, следует отметить, что небольшая группа армяноязычного населения проживала в горных местностях Гарабага и до XIX в., но, по общему мнению исследователей, они являлись потомками албанских племен, исповедовавших григорианский толк христианской религии и в силу определенных обстоятельств перешедших на армянский язык. (Следует отметить, что так называемые «карабахские армяне» являются по своему этническому происхождению тюрками – потомками албанских племен и курдами, которые вследствие принятия христианской религии григорианского/армянского толка, были арменизированы). В пользу этой версии говорят многочисленные антропологические, лингвистические и этнографические материалы, свидетельствующие о генетической близости этой части населения с окружающим его азербайджанским этническим массивом.

Основной приток армянского населения в Азербайджан, как уже было отмечено выше, начался после окончания русско-иранской войны 1826-1828 гг. В этот период Закавказье имело для Российской империи прежде всего военно-стратегическое значение - оно должно было стать плацдармом для дальнейших территориальных захватов на Ближнем Востоке. Еще в период войны с Ираном в России разрабатывались планы расселения армян в Закавказье.

Значительной этнической общностью на территории современного Азербайджана являются русские. В настоящее время их насчитывается около 150 тыс, человек, подавляющее большинство которых проживает в городах страны. Русские села расположены главным образом в Шамахинском, Исмаиллинском, Ленкеранском и некоторых других районах.

Процесс присоединения азербайджанских земель к России, завершившийся Туркменчайским договором 1828 г., положил начало колонизационной политике, одним из направлений которой было переселение русских крестьян в пределы вновь завоеванной страны и компактное их расселение среди местного населения. В Азербайджан переселялись в основном русские из центрально-черноземных районов15. Эти переселенцы представляли религиозные секты (молокан, духоборов и др.), возникшие в конце XVII - середине XVIII в. и преследовавшиеся государством. Этими мерами российское правительство пыталось, с одной стороны, избавиться от непокорных "еретиков", а с другой, колонизовав новые земли, создать здесь военизированные поселения на границах с Ираном и Турцией.

Другая крупная волна русских переселенцев в Азербайджане относится к концу XIX - началу XX в. и связана с развитием промышленности, особенно нефтяной, и ростом городов. Такова вкратце этническая структура современного Азербайджана, страны, на территории которой волею исторических судеб формировались этнические общности, говорящие на разных языках, имеющие свои традиции и обряды. Но эти специфические черты вместе с такими ценностями, как азербайджанская земля, ставшая родной для всех этих народов, азербайджанский язык, объединивший вокруг себя порой далекие друг от друга языковые общности, и культура межэтнического сосуществования, выработавшаяся на протяжении сотен лет, представляют собой в целом основу для общности людей, именуемой народ Азербайджана.

           АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ          

Реальная История Азербайджана

АЛБАНСКИЕ И АРМЯНСКИЕ ИСТОЧНИКИ ОБ АЛБАНИИ
Итак, армянская письменная история, вопреки имеющим широкое место в последнем десятилетии XX века политически обусловленным фальсификациям, с V по 90-е годы XX века неоднократно утверждала, что албанцы и Албания ни этнически ни территориально не являлись "исконной исторической" частью армян и Армении.


Реальная История Азербайджана

Что скрывается за «открытым письмом нацменьшинств Армении» президенту Азербайджана?

Начнем с того, что отдельно «езидский» и «курдский» народы или языки – это ноу-хау придуманное в Армении. Езиды и курды это фактически один этнос, просто «езиды» - огнепоклонники, а курды – мусульмане. Далее стоит напомнить, что армянские СМИ и форумы пестрят статьями, в которых курды и езиды жалуются на притеснения, экономические и иные санкции, применяемые официальным Ереваном с целью выдавить их из Армении. Думаем, уместно напомнить составителям "открытого письма" от имени якобы национальных меньшинств Армении об актах самосожжения курдов-езидов, в центре Еревана перед зданием парламента.


 

free counters

 Web Analytics

Clicky

   |  

Copyright © 2010 MyAzerbaijan.ORG

При использовании материалов ресурса ссылка на первоисточник обязательна