МОЙ АЗЕРБАЙДЖАН

О проекте  |  Редакторы  |  Блог  
Виктория Ивлева: В Ходжалы все военные разговаривали на русском языке

Российская журналистка: «В Ходжалы все военные разговаривали на русском языке»

Виктория Ивлева: «В Ходжалы все военные разговаривали на русском языке»Эксклюзивное интервью Vesti.Az со специальным корреспондентом российской «Новой газеты» Викторией Марковной Ивлиевой, в феврале 1992 году побывавшей в захваченном армянами городе Ходжалы.
- Как вы оказались в захваченном армянами городе Ходжалы?
- Сейчас я точно не помню, как я оказалась в Ходжалы. Однако, хочу отметить, что во время боевых действий в Нагорном Карабахе я бывала там не раз в качестве свободного журналиста, причем, как с азербайджанской стороны, так и с армянской. Но в момент захвата Ходжалы я была с армянской стороны. Хочу сразу сказать, что мертвых людей, которых показывал в своем репортаже Чингиз Мустафаев, я не видела, так как заходила в город с другой стороны.

- Что вы видели в захваченном армянами городе? Видели ли вы оставшихся в городе мирных жителей?

- Мирных жителей я в городе действительно видела, но это были не азербайджанцы, а турки-месхетинцы, которых переселили туда в самый разгар боевых действий в Нагорном Карабахе. Было ранее утро 26 февраля. Я хорошо помню, как армянские военные выгнали этих людей из домов. Там была одна женщина с голубыми глазами, звали ее Муслюда. У нее было пятеро детей, причем, самому младшему был всего один день. То есть, ребенок родился всего за сутки до захвата Ходжалы. Люди были практически раздеты, калоши были одеты на скорую руку на босые ноги. Людей в качестве пленных куда-то погнали, я пошла с ними. Я взяла того малютку на руки и укрыла его под своей курткой, чтобы хоть как-то согреть его. В толпе пленных были в основном женщины и дети, а также несколько стариков. Ко мне верхом на лошади подъехал вооруженный человек и сильно ударил меня прикладом автомата по спине, приняв меня за пленную азербайджанку или турчанку-месхетинку. В этот момент я почувствовала, что такое несвобода.

- Вы не знаете, что произошло с теми людьми?

- Пленных держали в каком-то доме. Я видела, что их кормили. А потом их обменяли на пленных армян. Я сама видела, как их обменяли. Я даже дала Муслюде немного денег. После этого я ее больше никогда не видела. Хотя, очень хотелось бы снова встретиться с ней, узнать, как в дальнейшем сложилась ее судьба.

- Видели ли вы в захваченном армянами городе Ходжалы военнослужащих 366-го российского полка, который принимал участие в захвате?

- Не знаю, были ли там российские военные. Там все разговаривали на русском и определить, кто из них русский, а кто армянин было невозможно.

- Вы упомянули, что были также и на азербайджанской стороне…

- Да, я была и в Ханкенди ("степанакерт"), и в Шуше незадолго до ее захвата. Помню случай в Шуше. Мы, журналисты, ожидали приема у какого-то местного чиновника, если не ошибаюсь, главы горисполкома или облисполкома, сейчас очень трудно вспомнить. Так вот, в тот самый момент, когда мы ожидали в приемной, в кабинет к этому чиновнику зашел какой-то человек и застрелил его. Нас всех стразу же схватили. Больше всего досталось известному сейчас журналисту Савику Шустеру. Азербайджанцы подумали, что он армянин. От неминуемой расправы его спас только канадский паспорт и его крики о том, что он не армянин вовсе, а еврей.

Хочу сказать, что Карабах стал главной школой в моей жизни. Я видела страдания с обеих сторон, люди одинаково страдали вне зависимости от национальной принадлежности. Но Ходжалы – это большая рана для азербайджанцев.

 

           АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ          

Реальная История Азербайджана

Изменение этнополитической ситуации в Западном Азербайджане (1801-1921 гг.) и образование Армении

Между тем, в армянской историографии при статистических расчетах вообще не принимают во внимание мусульманских эмигрантов 1827-1828 гг., что приводит к искажению этнодемографических показателей. Исключением является исследование Г.Бурнутяна, где он определил число мусульманских эмигрантов Иреванского ханства в 26 тыс.чел. Если вычесть из этой цифры число эмигрантов правобережных махалов ханства и прибавить к остатку не учтенных им 10000 кочевых азербайджанцев, 5000 эмигрантов Даралагяза и 1500 эмигрантов Памбак-Шурагеля и Лори, мы получим цифру 38500 мусульман, ушедших с той территории, на которой была образована в 1920 г. Армянская ССР.


Реальная История Азербайджана

«Сумгаитская карта» была разыграна авантюристами вроде Левона Тер-Петросяна»

Это оказалось выгодно Армении, для авантюристов вроде Левона Тер-Петросяна и всех остальных. Они разыграли «Сумгаитскую карту» тогда, когда стали ставить вопрос отделения Карабаха от Азербайджана. Мол, нас притесняют и так далее. По сути дела, они разыграли большой спектакль на большой трагедии. Я вспоминаю Сильву Капутикян и Зория Балаяна. Во время Сумгаитских событий они находились в США, где, видимо, получали инструкции. А потом они встретились с известными представителями армянской диаспоры в Москве. Решали только один вопрос: как быть с Карабахом? Особенно, после событий в Сумгаите. Балаян и все остальные приняли решение: продолжать делать все, чтобы оторвать Карабах от Азербайджана. И это несмотря на то, что погибают простые люди, а не те, сытые, сидящие в удобных кабинетах.


 

free counters

 Web Analytics

Clicky

   |  

Copyright © 2010 MyAzerbaijan.ORG

При использовании материалов ресурса ссылка на первоисточник обязательна